Форма входа |
|
|
Категории раздела |
|
|
Поиск |
|
|
|
Будем учиться грамоте или как не сделать ошибки при обучении чтению.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причина? Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза. Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова – из слогов, а слоги – из звуков, при этом они расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы малыш усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка, то есть на способности воспринимать и различать звуки речи. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Звуковой анализ, то есть умение: 1. Определять порядок слогов и звуков в слове; 2. Устанавливать различительную роль звуков; 3. Выделять основные качественные характеристики звука требует специального и планомерного обучения. В период от одного года до четырех развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте. Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш – С, вместо Р – Л и т.д.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. При чтении у детей, занятия с котрыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки: • Трудности слияния звуков в слоги и слова; • Взаимные замены фонетических или артикуляционно близких согласных звуков; • Побуквенное чтение; • Искажение слоговой структуры слова; • Слишком медленный темп чтения; • Нарушение понимания прочитанного. К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся: • Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам; • Пропуски гласных; • Пропуски согласных в стечениях; • Слияние слов на письме; • Раздельное написание частей одного слова; • Пропуски, наращения или перестановки слогов; • Орфографические ошибки. Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки: • Неправильно называют буквы; • Путают понятия «звук» и «буква»; • Не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных, наоборот, меньше; • Предлагают для написания слишком трудные слова; • Не исправляют побуквенное чтение.
|
Категория: Советы логопеда | Добавил: мавикс (01.12.2008)
| Автор: Николаева Ольга
|
Просмотров: 998
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|