Понедельник
29.04.2024
12:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Дошкольник "Чудо-Чадо"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Ставим звуки, говорим чисто [1]
Советы логопеда [7]

Поиск

Главная » Статьи » Логопедия и развитие речи » Советы логопеда

Будем учиться грамоте или как не сделать ошибки при обучении чтению.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причина?
Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность звукового анализа и синтеза.
Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова – из слогов, а слоги – из звуков, при этом они расположены в определенной последовательности.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков слоги и слова. То есть, если мы хотим, чтобы малыш усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка, то есть на способности воспринимать и различать звуки речи. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Звуковой анализ, то есть умение:
1. Определять порядок слогов и звуков в слове;
2. Устанавливать различительную роль звуков;
3. Выделять основные качественные характеристики звука
требует специального и планомерного обучения. В период от одного года до четырех развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.
Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте. Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш – С, вместо Р – Л и т.д.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.
При чтении у детей, занятия с котрыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
• Трудности слияния звуков в слоги и слова;
• Взаимные замены фонетических или артикуляционно близких согласных звуков;
• Побуквенное чтение;
• Искажение слоговой структуры слова;
• Слишком медленный темп чтения;
• Нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
• Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам;
• Пропуски гласных;
• Пропуски согласных в стечениях;
• Слияние слов на письме;
• Раздельное написание частей одного слова;
• Пропуски, наращения или перестановки слогов;
• Орфографические ошибки.
Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:
• Неправильно называют буквы;
• Путают понятия «звук» и «буква»;
• Не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных, наоборот, меньше;
• Предлагают для написания слишком трудные слова;
• Не исправляют побуквенное чтение.
Категория: Советы логопеда | Добавил: мавикс (01.12.2008) | Автор: Николаева Ольга
Просмотров: 998 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзьяи сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024