Понедельник
29.04.2024
13:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Дошкольник "Чудо-Чадо"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Форма входа
Логин:
Пароль:

Категории раздела
Ставим звуки, говорим чисто [1]
Советы логопеда [7]

Поиск

Главная » Статьи » Логопедия и развитие речи » Советы логопеда

Малыш появился на свет. Первые занятия по развитию речи.
«Малыш только что родился - разве можно говорить о развитии речи?» - спросят меня многие даже очень «продвинутые» мамочки. « Да», - отвечу я.
И вот почему: речь – это сложная функция и ее созревание зависит от многих факторов: это и наследственность, и возможные проблемы в беременности и родах, и общий настрой родителей. Кроме того, для полноценного развития речи необходимо развитие многих органов и систем детского организма. Это, прежде всего, слух и зрение. Немаловажную роль играют тактильные ощущения, ну и, конечно же, движения. Ведь это только кажется, что новорожденный ничего не может и не умеет.
1. Младенец в первые дни жизни начинает видеть и слышать. Причем у него просто замечательный слух! Сейчас уже ни для кого не секрет, что малыш с рождения знает и отличает од других голоса своих близких. У него возникает так называемый «комплекс оживления» на родной голос – он улыбается, двигается, всем своим видом говоря: «Я рад вас слышать!». Или другой пример: вы уронили что-нибудь с грохотом или выясняете отношения на повышенных тонах - новорожденный не оставит этого без внимания, заплачет, сморщится. Малыш также проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцев особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Кстати, для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!
Эти удивительные способности видеть и слышать обязательно развивайте:
• запаситесь воздушными шарами, объемными поделками из плотной цветной бумаги (кубиками, шариками). И не забывайте периодически менять игрушки, которые предлагаете для рассматривания. Ласково говорите с ребенком об игрушке: "Ах, какой шарик!"
Будете снабжать малыша интересными предметами для зрительного изучения, и примерно на десятый день жизни он сможет следить взглядом за передвигающейся игрушкой. А это уже достижение!
• Для того чтобы ребенок начал следить за игрушкой, постарайтесь сначала его положительно настроить. Как и любой человек, малыш любит делать то, что ему нравится. Похлопайте его по спинке, потормошите, а уж потом покажите заветный предмет. Держите игрушку над ребенком на расстоянии 50-60 см или чуть выше, медленно перемещайте, пока предмет не исчезнет из поля зрения малыша. Проделайте это несколько раз. Кроха при этом лежит на спинке, ну, а в недалеком будущем вы можете держать его на руках. Хорошо бы укрепить над кроваткой что-нибудь звучащее, колокольчик или бубенчик. Если малыш случайно заденет игрушку рукой, то раздавшийся звук привлечет его внимание.
2. Ребенок очень активно двигает ручками. Малыш обязательно должен изучать свои ручки, смотреть, как они двигаются. Это важно для развития, поэтому не нужно ограничивать движения ребенка, пеленая его полностью. Достаточно того, что ножки окажутся запеленутыми. Пеленая малыша, следите за тем, чтобы ножки в пеленке могли двигаться.
Возможность двигаться очень важна, особенно для развития речи!
3. В первые месяцы жизни ребенок учится общаться, активно приспосабливается к существованию. И делает это с помощью родителей. Существуют два способа, посредством которых ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии – это улыбка и плач. В первые недели жизни крохи они возникают как бы сами собой и отражают реакцию на физиологические процессы, происходящие внутри его организма. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка – свидетельством того, что младенец спокоен и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбка все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, разумеется, еще без слов, общаться с родителями.
4. Что касается самой речи, то в это время малыш находится на первой её стадии – стадии крика. С криком малыш рождается, криком дает понять, что ему что-то не нравится. Вначале он только привлекает внимание криком. Потом начинает учиться общаться. Например, малыш кричит, когда зовет маму, потом затихает и ждет, когда она придет. Если мамы нет, он кричит еще раз. Это, можно сказать, определенный диалог.
В крике младенца преобладают гласноподобные звуки и их сочетания: а, о, у, я, уа. Они не такие четкие, как у взрослых, имеют носовой оттенок, и лишь похожи на гласные, отсюда и название «гласноподобные» Их ребенок может начать произносить приблизительно на третьей неделе в ответ на разговор и улыбку матери или родных. Поэтому вопрос логопеда на приеме в поликлинике в один месяц, что произносит ваш ребенок, не должен вызывать недоумение у родителей. Ребенок в один месяц должен уметь произносить гласноподобные звуки. Длительность периода гласноподобных звуков со ставляет приблизительно три-четыре недели.
В этот период мама должна произносить гласноподобные звуки: а, и, у и сочетания из этих звуков: ау, иа, уа. Хорошо, если мамочка много поет! Здесь совсем не важны умения, важно желание! При этом следует соблюдать определенные правила:
• необходимо наклониться над лицом ребенка, чтобы он видел положение губ, движения языка, чувствовал воздушную струю изо рта мамы.
• Важно и выражение лица мамы, доброе, ласковое.
• Звуки произносят длительно, четко, с разной интонацией.
И тогда малыш, подражая взрослому, будет пытаться повторять за ним.
- Когда же заниматься с младенцем? Ведь большую часть времени он спит, – спросите вы. И будете правы! Просто не стоит заранее планировать занятия с младенцем, нужно стараться не упустить удобный случай.
• Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
• Всегда откликайтесь на плач ребёнка – это единственный способ вашего малыша показать, что ему плохо и что он нуждается в заботе. Не старайтесь его «заткнуть» соской или чем-нибудь ещё. Лучше устраните причину такой реакции.
• Необходимо говорить с ребенком четко, немногословно, чтобы ему ясно было, что данное слово обозначает именно данный предмет.
• Конечно, называть предмет надо всегда одинаково, чтобы у ребенка не было путаницы. Бывает так, что мама говорит: “Смотри, вон машина идет, ту-ту”, а папа называет автомобиль «би-би». Ребенку трудно будет разобраться в этом.
• Произносить новое слово нужно всегда так, чтобы ребенок не только слышал, но и видел, как его произносят. При этом он часто смотрит в рот говорящему, сам шевелит губами, стараясь повторить за взрослым.
• Всяческими способами вербально и невербально общайтесь с ребёнком. Улыбайтесь ему, говорите с ним спокойно и ласково. Разговаривайте с ним, произносите разные слова. Помните, что говорить надо медленно, выразительно, звучно и часто повторять одни и те же слова в подходящий момент, чтобы ребенок запоминал их. Пусть он поймёт, что говорить - это очень важно и будет с вашей помощью учиться этому делу.
• Не бойтесь избаловать ребенка. Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете младенцу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. В первую очередь младенцу необходимо человеческое тепло, поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка! Если его ротик морщится, кулачки сжимаются, и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни маленького человечка должны перемежаться.
Выполнение этих рекомендаций правильного речевого воспитания - самая хорошая профилактика речевых расстройств. Она избавит родителей и ребенка от тревог, переживаний, связанных с недостатками речи.
Категория: Советы логопеда | Добавил: мавикс (08.12.2008) | Автор: Николаева Ольга
Просмотров: 556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзьяи сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024