Форма входа |
|
|
Категории раздела |
|
|
Поиск |
|
|
|
Выбираем студию раннего развития
К написанию этой статьи меня подтолкнул монолог одной мамы «7 признаков того, что в этой развивалке Вашему ребенку делать нечего». Мама московская, но и у нас в городе ситуация, на мой взгляд, аналогичная. Я решила дополнить и развернуть то, что рассказывала она, чтобы родители имели при выборе развивающей студии ориентиры. Развивающих студий, студий раннего развития, дошкольных академий у нас в городе достаточно. Родители водят туда детей, и родителям отрадно, что именно ИХ ребенок развивается, учит буковки тогда, когда другие дети еще и не смотрят в эту сторону. Однако стоит задуматься над тем, что именно дает ребенку развивающая студия. В этой статье мы постараемся рассказать, каким должен быть, на наш взгляд, процесс обучения в такой студии и как отличить хорошую «развивалку» от не очень хорошей или откровенно плохой.
1. А можно с мамой?
До полутора-двух лет ребенку важно, чтобы мама была рядом. Иногда это важно и ребенку 4, 5 и даже 6 лет. Нет смысла говорить о том, что это плохо, у каждого ребенка свои особенности и хороший педагог относится к присутствию мамы на занятии спокойно, умудряясь встроить ее в процесс обучения. Однако, тут важно, чтобы мама не отвлекала на себя внимание детей и педагога (например, громкими рассуждениями «а мы дома это привыкли делать так!» -педагог обучает, как НАДО делать, дает приемы и способы, поэтому лучше, если мама тоже активно будет учиться). Однако, в большинстве наших студий «с мамой нельзя». И мучаются мама и ребенок от беспокойства, не получая ни удовольствия от обучения, ни пользы. Вот и первый признак плохой развивалки:
С МАМОЙ НЕЛЬЗЯ
2. А по какой программе вы обучаете детей?
Вопрос очень серьезный. Я не отвергаю необходимость экспромта и педагогического творчества, но если Вам не могут показать программ обучения, планы занятий (пусть не дословные, а блоковые или тезисные), если в студии не проводится анализа занятий и нет зафиксированных результатов за прошлые месяцы и годы работы, то это должно вызвать резонный вопрос о том, а в чем видит педагогт цель обучения? К чему он идет сам и ведет детей? Что при таком обучении мы имеем в итоге? И тогда получается, что в первый год учили буквы А, О, У, М по букварю Жуковой и в следующем учим опять же эти буквы.
Без системы не может быть работы по обучению детей. А конспекты, планирование-это и есть часть этой самой системы. Вот и получается, что второй признак плохой развивалки-это отсутствие планов, когда педагог не знает сам, что, как и зачем он будет делать
3. Забота о здоровье.
Это вопрос, над которым мы не так сосредоточены, как на результатах обучения, но вопрос относится к главным. Подходит ли высота стульчиков и столов под рост ребенка? Если за одними и теми же столами занимаются и трехлетки и шестилетки-это говорит о том, что та ростовая группа, для которой мебель не подходит, испытывает колоссальную нагрузку на еще не сформировавшийся позвоночник, гарантируя фиксацию неправильной позы и искривление основного опорного столба. О последствиях даже и говорить не хочется. Если такое произошло в детстве, то в школе это закрепится, разовьется и слова «выпрями спину, не горбись» уже не помогут.
Второе: как и когда производится уборка и проветривание помещения? Чаще всего занятия в студиях идут «поточным методом», и ни о кокой промежуточной уборке и проветривании речи нет. То есть Вам очень повезло, если Ваша группа (группа, где занимается Ваш ребенок) идет первой. Все последующий будут дышать микрочастицами пыли, которая будет оседать в легких. Для сравнения я бы порекомендовала спросить, как делается уборка в детском саду,-там требования к чистоте очень высокие, недаром любая группа детского сада всегда нарядная и сверкает, в ней приятно даже просто бывать. На мой взгляд, жесткие требования к чистоте-это один из залогов здоровья. Ну а если вы видите грязный, затоптанный ковер, по которому все, кроме Ваших детей ходят в обуви-то в такой развивалке нарушено правило чистоты. И еще неизвестно, насколько чистой окажется игрушка, которую малыш может и в рот потянуть.
И технологии обучения должны быть здоровьесберегающими. Этому вопросу, например, уделяет особое внимание в своих книгах Н. Зайцев (знаменитые кубики Зайцева). Однако, даже применение методики Зайцева еще не гарантирует, что соблюдены принципы защиты и укрепления здоровья. Они могут быть попросту исключены из занятия, как нечто «лишнее». То есть мы можем выделить третий признак, по которому нужно выбирать «развивалку»: забота о здоровье ребенка.
4. Сколько дети двигаются на занятии? Сколько «можно» и сколько «нельзя»?
Со стульчика в течение занятия вставать НЕЛЬЗЯ. Брать игрушки из шкафа НЕЛЬЗЯ. В бассейн с шариками, который расположен в этой же комнате, НЕЛЬЗЯ. А что можно? Можно сидеть и делать то, что скажут. Извините, но это жутко. Ограничение двигательной свободы для ребенка вредно и если педагоги это допускают, то это в корне неверно. Ребенок должен встать, поползти, сесть на стул верхом: его тело не приспособлено к однообразной деятельности в течение длительных промежутков времени, ограничение движения-это планомерная порча детского здоровья и психики. В идеале педагог, зная это, уберет из пределов досягаемости то, что ребенок сейчас не должен брать и организует занятие так, чтобы дети активно двигались и изучали то, что нужно. Тогда занятие будет веселой развивающее-обучающей игрой, где активная деятельность перемежается пассивной, где ребенка не ограничивают множеством запретов. Конечно, правила есть и они должны соблюдаться : книги рвать нельзя, бросать игрушки в других детей-нельзя, с мягкой игрушкой не ходят играть с водой и песком. Но эти правила общие и для семьи и для студии, поэтому они ребенку не в тягость.
Итак, если Вы видите, что свобода ребенка (прежде всего двигательная) ограничена множеством запретов, то его водить в такую развивалку не стоит.
5. Отсутствие игрушек.
Вроде, игрушки есть, но игрушки собраны «с бору по сосенке»: разнокалиберные, разномастные, вторично-потертые…или такие красивые-красивые (они стоят на полках и трогать их нельзя, только любоваться из рук педагога). Наглядный материал-картинки из журналов, а также пара плакатов на стене, раздаточного материала (это который дается каждому ребенку в руки)-почти нет…Зато есть игрушки «ужасно развивающие»: один набор строительного материала или кубиков Никитина, выкрашенных почему-то коричневой краской или оклеенной самоклейкой. То есть в студии попросту не закупаются игры для проведения занятий! Что педагог дома у себя нашел-с тем и работает. Становится страшно. У детей наглядно-образное мышление, им надо не только слышать и видеть, но и трогать и действовать с тем, о чем говорится.и если в студии нет набора доктора, кроваток с куклами, грузовиков, то не спасут никакие крутые карточки Домана, ребенок там чему-то сможет научиться только чудом! Правильно говорит мама, вдохновившая меня на написание этой статьи: «Это дрессировка, а не обучение. Можно сколько угодно обвинять меня в классовой ненависти к карточкам Домана и плакатам на стенках, но если в развивающей студии нет достаточного количества кукол-мишек-машинок-наборов доктора, то это плохая студия. И профессии тут будут изучать по карточкам, без возможности поиграть в доктора или пожарника. И круг будет кругом на доске, а не колесом у машины. И развитие будет не развитием, а жестоким обучением. Сродни дрессуре собак. Щелкнули пальцем - собака лает. Еще раз щелкнули - различаем по картинкам овощи и фрукты. Хотя если поиграть в варим суп и варим компот, то все запомнится само собой без щелчков кнутами и пальцами.» Но бывает, что и карточек Домана тоже нет.
То есть, придя в студию, будьте внимательны к тому, чем сможет поиграть Ваш ребенок, а не к тому, что ему издалека покажет тетя-педагог.
6. Вот тут мне легче процитировать, потому, что лучше не скажешь: «Парты. Дети сидят за партами и учатся. Парты - центр мира, они занимают основное пространство, все остальное - так, довески. А основные занятия идут - за партами. Иногда достаточно просто зайти в комнату, где проходят развивалки, чтобы сразу из нее уйти навсегда. Если 2/3 пространства комнаты заняты столами-партами, сюда раньше периода полового созревания ребенка приводить нельзя. Там, где занимаются дошколята, партам не место. Нет, конечно, столы,за которыми можно сидеть, рисовать, клеить должны быть обязательно. Но в системе организации пространства они должны занимать место далеко не первое, а где-то посередине между уголком для ролевых игр, уголком для игр с водой, доски для рисования мелом и большого ковра, где можно ползать и валяться. А если в помещении, где проходят развивалки нет зоны для подвижных игр, то это тоже плохая развивалка. В идеале зона должна быть большой и отделенной.» (Ссылка на автора в конце статьи).
7. Подмена игровой деятельности учебной. Это не пустые слова и отличие игровой и учебной деятельности огромно. Дошкольника может развивать только игровая деятельность. Ни к какой учебной деятельности, когда приходим и учимся считать, читать не может быть и речи. У ребенка нет произвольного внимания, он НЕ МОЖЕТ сидеть и учиться. Его внимание может задержаться на предмете от 2 до 7 минут, и это нормально. Хороший педагог планирует блоки занятия на 5-7-10 минут каждый и переключает внимание детей на другую интересную игру. И если ребенок говорит, что Ваш ребенок неусидчивый, то стоит присмотреться именно к форме организации занятий, сокрушаться о его неусидчивости. Ребенок может заниматься долго лепкой или рисованием, но занятие состоит не только из них, поэтому и нужна смена деятельности. Произвольность внимания появляется только к 7 годам (кризис семи лет) и ребенок становится способным учиться, именно поэтому и берут в школу с семи лет. Психиатры Москвы уже били тревогу по поводу того, что детей нельзя обучать с шести лет, это чревато нарушением психики ребенка. Хорошо, некоторых детей можно, но ведь это единицы, психика которых созревает раньше, но в основном дети даже в шесть лет должны играть. Для малышей занятие должно быть чисто игровым, для детей 4-5 лет-игровым с элементами обучения. С шести лет –учебное занятие в игровой форме. И никак иначе.
Кроме того, при построении занятия как учебного дети не общаются, а
ведь именно за общением со сверстниками в группу ведут некоторых
малышей.
Ну и продолжительность занятия. Чаще всего занятие длится 45-55 минут. Можно спорить о допустимости или недопустимости такого времени для ребенка, но здесь следует иметь в виду следующее: если занятие-это игра, если смена деятельности происходит раз в 5-7 минут (а это видно из плана занятия), то ребенок играть не устанет.
8. И последнее: ограничение самостоятельности. Ребенок учится и познает мир в действии. Если вместо ребенка кисточкой рисует педагог или мама-извините, но это очень далеко от обучения. Ребенок должен клеить САМ, рисовать САМ, строить башню САМ. Е если педагог говорит о том, что «уж лучше я нарисую, а то они все перемажутся, краски перепачкают», то спросите педагога, а что мешает ему отлить краски? Кстати, иногда педагоги по этой причине дают детям до трех лет акварель- а вот это уже методически неграмотно. Ребенок раннего возраста (да и четырехлетки чаще всего) должен рисовать гуашью. Акварель дается в старшем дошкольном возрасте. Вот и судите о мастерстве педагога, который пришел сюда не учить детей, а подработать.
Цель статьи отнюдь не в наведении тени на развивающие студии, скорее это повод руководителям студий задуматься и исправить то, что не способствует тому, чтобы развитие способностей ребенка в таких «развивалках» было действительно развитием, а не просто красивым словом.
Статья мамы, на которую я ссылаюсь: http://users.livejournal.com/tukka_/194569.html?style=mine#cutid1
|
Категория: О раннем развитии | Добавил: Alexandra (15.07.2008)
| Автор: Александра Евгеньевна
|
Просмотров: 1730
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|